Будущее региональных СМИ — за наставниками: в Калининградской области прошёл образовательный заезд «МедиаНаставник» от центра «ШУМ»

С 14 по 16 октября на образовательной площадке Центра развития молодёжных медиа «ШУМ» в Калининградской области прошёл тематический заезд «МедиаНаставник». Он объединил около ста руководителей и редакторов средств массовой информации из 50 регионов России. Организаторами программы выступили центр развития молодёжных медиа «ШУМ» — проект от Росмолодёжь, и АНО «Социально-культурный центр «Герой будущего времени».

«Для нас особенно важно, чтобы региональные средства массовой информации развивались не только технически, но и становились живыми центрами притяжения талантливых людей, площадками, где рождается новое качество журналистики и управленческой культуры. Сегодня медиа в регионах выполняют колоссальную социальную миссию — они создают образ места, формируют доверие между властью, обществом и молодёжью. Но для того чтобы эта система была устойчивой, необходимо, чтобы в ней существовала культура наставничества — культура поддержки, преемственности и взаимного уважения. Наставничество — это про сотрудничество, обмен опытом и энергию роста. Центр “ШУМ” создавался как место, где профессионалы из разных регионов могут учиться друг у друга, искать новые смыслы, объединяться в команды и создавать инициативы, которые реально меняют медиасреду. И мы видим, что эффект от таких встреч выходит далеко за рамки самой программы — участники продолжают общаться, запускать совместные проекты, делиться наработками. Мы уверены, что будущее медиасферы — за сотрудничеством, взаимной поддержкой и доверием», — отметила руководитель центра развития молодёжных медиа «ШУМ» Татьяна Мандрыкина.

Цель заезда заключалась в том, чтобы показать, насколько важным и эффективным инструментом может быть наставничество в развитии кадров региональных средств массовой информации. Участники программы подробно изучили современные тенденции в управлении человеческим капиталом, разобрали примеры успешных практик и узнали, как можно внедрить наставничество в работу собственных редакций. В ходе практических сессий и групповой работы они выработали свой «Кодекс наставника», определили ключевые ценности и принципы взаимодействия между наставником и наставляемым, обозначили шаги по созданию и развитию такой системы наставничества на местах. Каждый участник сформировал первичный план действий для внедрения наставнических практик в своём регионе, что стало важным шагом к построению единой профессиональной среды, основанной на обмене опытом, взаимной поддержке и развитии молодых кадров. Особое внимание уделялось ценностным аспектам наставничества — доверию, преемственности и осознанному лидерству.

«Региональные СМИ — это место, где формируется общественное мнение и доверие к профессии журналиста. Именно здесь, в регионах, рождаются будущие лидеры медиасферы, и поэтому так важно создавать для них возможности роста, поддержки и обмена опытом. Наставничество становится тем самым мостом между поколениями, который позволяет сохранять профессиональные традиции и при этом смело двигаться вперёд. Мы часто говорим, что региональные редакции — это кузница кадров. И это не метафора. Каждый регион сегодня может стать стартовой площадкой для новых имён, ярких историй и сильных журналистов, если внутри команды есть культура передачи опыта. Наставник помогает не только учить, но и вдохновлять, поддерживать, направлять, делиться не только знаниями и уверенностью, но и влюбляет в профессию, несмотря на трудный путь журналиста. Образовательный заезд “МедиаНаставник” как раз и направлен на то, чтобы показать, что сила современного медиасообщества — в людях, в их готовности учиться друг у друга и развиваться вместе. И наша общая цель — сделать так, чтобы каждая региональная редакция действительно стала кузницей сильных кадров», чтобы мы вырастили не только талантливых журналистов, но и патриотичных, порядочных граждан своей страны», — добавила директор АНО «Герой будущего времени» Наиля Анварова.

Образовательные модули программы вели ведущие эксперты направления. Среди них — председатель Комитета по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Торгово-промышленной палаты России, член Общественного совета при Минцифры России Игорь Потоцкий, который рассказал об успешном развитии региональных телеканалов в условиях трансформации медиарынка. Генеральный директор АО «Дон-Медиа», председатель Ростовского областного отделения Союза журналистов России Анатолий Максак, представивший успешный кейс внедрения наставничества на телеканале и показавший, как системная работа с молодыми кадрами повышает качество регионального телевидения. Директор АНО «Герой будущего времени», журналист Наиля Анварова, поделилась опытом создания модели медианаставничества в рамках собственного проекта и Оксана Ачкасова, заместитель генерального директора Президентской платформы «Россия — страна возможностей», куратор конкурсов «Лидеры России», «Это у нас семейное». Доктор политических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель программы «Информационные и гибридные войны» Академии политических наук Alter, руководитель федерального проекта «Вбросам — нет» Андрей Манойло провёл мастер-класс «Время зумеров: как научиться работать с поколением Z», в ходе которого рассказал о специфике коммуникации и мотивации представителей новой цифровой эпохи.

«Любой контент создают люди. Даже то, что сегодня формируется с помощью искусственного интеллекта, изначально рождается из человеческих идей и решений. Поэтому понимание процессов управления персоналом, развитие человеческого потенциала и эффективные практики — особенно такие, как наставничество — становятся критически важными. Это основа устойчивого роста любой команды и организации. Здорово, что такие темы поднимаются в рамках крупных профессиональных программ, где на одной площадке, как в центре “ШУМ”, собираются руководители, эксперты и медиаспециалисты. Когда представители разных сфер начинают взаимодействовать, рождаются новые смыслы и подходы. Я сама, работая с участниками программы, многому учусь у них — мы анализируем их опыт, обсуждаем наблюдения, проводим собрания по итогам каждого модуля. Такой обмен помогает развивать метапредметное мышление — способность видеть явления под разными углами, как это сейчас важно и в школах, и в бизнесе, и в медиа. Ведь где бы ты ни работал — с людьми, с контентом, с аналитикой или технологиями — важно сохранять широкий взгляд, уметь соединять разные знания и видеть взаимосвязи. Именно это сегодня формирует новый уровень профессионализма и развития человеческого капитала», — поделилась руководитель проектной работы тематического образовательного заезда «МедиаНаставник» Ирина Потапенко.

В числе приглашённых экспертов также выступили Александр Низов, руководитель федерального методического центра по развитию института наставничества, главный методолог АНО «Центр знаний «Машук», а также руководитель проектной работы программы, коуч и эксперт по развитию взрослых Ирина Потапенко, которая провела практикум «Наставничество: демо-версия», в ходе встречи участники освоили инструменты построения доверительного взаимодействия и диагностики готовности к роли наставника.

Важной частью программы стали дебаты «Мифы о наставничестве», панельная дискуссия «Будущее региональных медиа: развитие кадрового потенциала» и вечерняя встреча «Наставничество: лучшие кейсы из первых рук», где участники делились личным опытом, историями профессионального роста и примерами успешных практик взаимодействия наставников и наставляемых.

«У всех нас одна цель — сохранить и развивать журналистику в регионах. Мы сталкиваемся с кадровым голодом, и особенно сложно удерживать молодых специалистов. Именно поэтому я приехала сюда: хочу понять, как работать с молодёжью, как зажечь их интерес, чтобы они оставались в редакциях и видели перспективу в профессии. При этом финансовые возможности ограничены, поэтому важно искать другие способы мотивации — повышать престиж профессии журналиста, оператора, режиссера, всех, кто связан с медиа. Крайне важно — обмениваться опытом, узнавать, как работают другие редакции. Уже подметила несколько идей, которые обязательно попробую внедрить у нас», — рассказала участница из Иркутска Юлия Шинкарюк.

Завершающим этапом программы стала презентация итоговых проектов перед экспертной комиссией, в состав которой вошли Анатолий Максак, Наиля Анварова, Оксана Ачкасова.

По итогам трёхдневной работы участники представили собственные концепции развития наставничества в медиасфере. Команды работали над четырьмя ключевыми направлениями: разработкой Кодекса наставничества региональных телевизионных СМИ, созданием трека наставника и трека наставляемого, а также формированием плана по внедрению системы наставничества в региональных редакциях. Итогом коллективной работы стали конкретные рекомендации и принципы взаимодействия между наставниками и молодыми специалистами, отражающие ценности доверия, профессиональной поддержки и личностного роста. Разработанные участниками документы станут основой для формирования единой методологии медианаставничества, которую планируется внедрить в редакциях по всей стране. Итоговые документы программы станут методической базой для дальнейшего тиражирования модели медианаставничества в регионах России, что позволит повысить качество подготовки кадров, укрепить горизонтальные связи внутри профессионального сообщества и создать устойчивую систему преемственности в отечественных средствах массовой информации.

Событие реализуется в рамках национального проекта «Молодёжь и дети» (федеральный проект «Россия — страна возможностей»). Организаторами являются Автономная некоммерческая организация «Молодёжный центр «ШУМ», Государственное автономное учреждение Калининградской области «Центр молодёжи» и Правительство Калининградской области. Образовательная программа реализована в партнёрстве с АНО «Социально-культурный центр «Герой будущего времени».

Комментариев пока нет.


Leave a comment

Пользовательское соглашение

Опубликовать
Кнопка рейтинга Business-Key Top Sites